Wednesday, 8 January 2014

Фуэртевентура - Тиндая

 Мой последний "канарский" долг.

 Тиндая - священная гора племени махов. На её склонах сохранились выцарапанные или выбитые ими в камне подоморфы - изображения ступней ног. Для подъёма на гору необходимо получить разрешение от агенства по охране окружающей среды и памятников и совершать восхождение только в сопровождении гида из агенства, который убедится в том, что вы не топчете драгоценные подоморфы своими ногами. Забегая вперёд, хочу сказать, что туда можно, конечно, полезть и без гида, но самому подоморфы найти практически нереально, а забираться на Тиндая лишь из стремления забраться туда - удовольствие весьма сомнительное.
 Ещё будучи в Киеве, я нашла телефон агенства и электронный адрес, на который можно отправлять заявку, - на том и успокоилась. На Фуэртевентуре я сразу же написала им письмо, а потом и позвонила, когда неделя прошла без ответа. Мне ответил испанский автоответчик, который заставил меня побегать по местности в поисках человека, владеющего и испанским, и английским языками. Оказалось, что агенство переехало (не сообщалось куда), но зато автоответчик надиктовывал их новый номер телефона. Я позвонила на этот номер, но по нему скупо сообщалось, что такого номера не существует - и всё. Я принялась искать в интернете адрес агенства и обнаружила их старое месторасположение. На семейном совете решено было ехать на разведку, в столицу острова Пуэрто-дель-Росарио.
 Опущу подробности нашей первой вылазки. Общий смысл был таков - мы заходили в разные официальные места (включая полицию) в том районе, где раньше было агенство, и медленно с бумажки зачитывали его испанское название, при этом просительно и вопросительно заглядывая в глаза нашим собеседникам, никто из которых не знал английского. Удача криво усмехнулась нам лишь в каком-то справочном бюро, где охранник позвал своего товарища, они вдвоём радостно опознали название нашего агенства и многословно (и, конечно же, по-испански) объяснили нам, как туда добраться. Из всех объяснений мы поняли, в какой части какой улицы находится искомый дом (нам показали пальцем на карте), и что дом этот с "муча колонес", то есть с большим количеством колонн. Мы поехали по указанному адресу и даже нашли там дом с теми самыми "муча колонес" - действительно большим количеством тонких и разноцветных колонн. Одно лишь "но" - он оказался то ли заброшенным, то ли недостроенным, и однозначно закрытым. Занавес. Конец первого акта.
 Следующие три дня я провела в испанском гугле, перелопачивая списки правительственных учреждений Испании. Практически везде были указаны старые адрес и телефон, но вот я, наконец, нашла что-то новое. Адрес указывал на ту же улицу, где были "муча колонес". Воодушевлённая, я позвонила по имеющемуся номеру телефона, где бодрый женский голос сообщил мне, что да, это такое-то агенство, и что нет, по-английски тут никто не разговаривает. Человека, прожившего целый месяц в испаноязычной стране, не так-то легко обескуражить. Проведя ревизию своего запаса испанских слов (штук 20, не считая слов вежливости), я составила фразу, которой горжусь до сих пор:
- Montana Tindaya entrada permita?
 И тут выяснилось, что да и приезжать можно хоть сейчас. Мы и поехали.
 Дом этот оказался соседним с "муча колонес", что до нас, насколько я теперь понимаю, и пытались донести ранее. В общем, мы записались на определённый день и пасмурным ранним утром явились под склон этой самой священной Тиндая.
 Снизу подъём выглядит не особенно сложно, да?
 Солнца нет, дует сильный ветер и довольно прохладно, так что мы экипированы утепляющей одеждой и готовы к бою.
 И тут появляется наш гид. Умнейший человек, много знающий о Тиндая и о племени махов, местный этнограф, но.. владеющий исключительно испанским и немецким языками. У нас же с Пашей в активе английский, Пашин французский и очень ограниченное количество немецких слов, оставшихся как воспоминание о моём институте. Мы все очень старались понять друг друга, на помощь приходили жесты, выразительная мимика и даже латынь. Но, увы, боюсь, что многие знания остались для нас за бортом.
 Лезть наверх нелегко - тропинки нет, камни осыпаются под ногами, ветер очень порывистый и, кажется, так и норовит столкнуть с обрыва. Но сама Тиндая и виды с неё прекрасны, так что можно и потерпеть.

 Гора весьма скудна своей растительностью, кое-где растёт опунция - кактус со сладкими съедобными плодами. Из этих плодов на Канарах делают вкусный джем, они же продаются во фруктовых отделах магазинов.

 Интересная структура камня. Насколько мы смогли понять объяснения нашего гида, порода сама так расслаивается. Но вот почему - это уже было выше наших лингвистических возможностей.
 Где-то там внизу можно разглядеть нашу машину.
 Невзирая на облака, солнце ощутимо припекло. Ясе было, наверное, жарче всех в рюкзаке, но зато и самой идти не надо.



 Нашу машину даже уже и не видать.
 Традиционный автопортрет.




 Вот эти чахлые пучки невзрачной травки экспортировали, оказывается, с Канар ещё со времён колонизации и использовали для окраски одеяний духовных лиц в красный цвет.
 Ещё красивое расслоение породы.

 Итак, подоморфы. Многие из них пострадали от ветровой эрозии и почти не видны, а некоторые видны только при освещении, падающем под определённым углом, но и на нашу долю досталось их немало.
 Подоморфы могут выглядеть как ступня с пятью пальцами. Или с четырьмя. Или вообще без пальцев. Или всего полступни. Почему их делали? Это был брачный договор или это было заключение какого-то контракта; это было примирение после вражды или какое-то священное таинство. Или вы можете придумать свой вариант, который будет ничем не хуже тех, которые выдвинули учёные. Одним словом, никто ничего доподлинно не знает.
 Тут подоморфы едва просматриваются.

 Вот тут ножки видны совсем хорошо.

 Парочка без пальцев.


 А это наша дорога вниз. Помимо ног приходилось активно задействовать и руки тоже.

Треугольник, высеченный махами в скале. Очень интересно, чем именно, так как орудия у них были весьма примитивные. Считается, что они лили в него козье молоко для каких-то священных обрядов.
 Наш гид любезно сфотографировал нас в самом конце спуска, измученных, но не побеждённых. За каких-то несколько часов мы повысили свой навык скалолазания (а в Пашином случае - скалолазания с дополнительной нагрузкой) сразу на много пунктов. А это стоит обломанных ногтей и ободранных ног.


1 comment:

  1. ох, же вы упорные и целеустремленные товарищи :))) Молодцы! такое восхождение осилили!
    как всегда очень красивые (и познавательные) фото :)

    ReplyDelete